Справочник вопросов и ответов
QUOR - электронный справочник

Молла Панах Вагиф - Molla Panah Vagif

Тег: Другие предметы
Молла Панах Вагиф
Азербайджанская марка с изображением Моллы Панаха Вагифа Азербайджанский штамп с Молла Панах Вагиф
Родное имяМолла Пана Вагиф
Дата рождения1717. Салахлы
Умер1797 (80 лет). Шуша
Род занятийПоэт

Молла Панах Вагиф (азербайджанец : Молла Пуна Вагиф) был азербайджанский поэт XVIII века, основоположник жанра реализма в азербайджанской поэзии, а также видный государственный деятель и ученый. ломат, визирь - министр иностранных дел в Карабахском ханстве.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Осада 1795 года
    • 1.2 Завоевание Шуши и смерть
  • 2 Поэзия
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки

Жизнь

Вагиф родился в 1717 году в селе Салахлы, но большую часть своей жизни провел в Карабах. Вскоре после приезда в Шушу, столицу Карабахского ханства в то время, Вагиф стал популярным и любимым в народе благодаря своим знаниям и талантам. Была даже поговорка: «Не всякий грамотный человек может быть Вагифом».

Мавзолей Вагифа в Шуше до оккупации города армянскими войсками

В качестве визиря Вагиф много сделал для процветания и политического роста Карабахского ханства. Также он сыграл важную роль в организации обороны Шуши во время вторжений Ага Мухаммад шаха Каджара из Персии в 1795 и 1797 гг.

Осада 1795

историк Мирза Адигезаль-бек записывает следующие возможности апокрифической истории: во время 1795 осады Шуши, который упорно сопротивлялся, несмотря на подавляющей численность армии Ага Мухаммеда, шах имел следующий куплет по Урфи, персидско-индийский поэт, привязанный к стреле и выстреливший за городские стены:

منجنیق فلک سنگ فتنه می بارد. تو ابلهانه گریزی به آبگینه ح8ار atic

! Град камней спускается с катапульты небес., пока вы ждете чудес в стенах из стекла?

Шах играл на значении слова Шуша: «стекло» на персидскомазербайджанском ). Когда сообщение было доставлено Ибрагим-Халил-хану, правителю Шуши, он призвал своего визиря Вагифа, который немедленно написал следующий ответ на обратной стороне сообщения:

گرنگهدار من آنست که من می دانم. را در بغل سنگ نگه میدارد

Если мой защитник тот, кого я знаю,. [он] защитит стекло вместе с самым прочным камнем.

Получив письмо с этим стихотворением, шах Ага-Муххамед пришел в ярость и возобновил пушечную атаку на Шушу. Однако через 33 дня шах снял осаду и направился в Грузию.

Завоевание Шуши и смерть

Шах Каджар вторгся в Карабах второй раз в 1797 году, после того, как русские армии, ненадолго оккупировавшие Кавказ, были выведены на смерть Екатерины II. На этот раз Карабах переживал засуху и не мог сопротивляться. Ибрагим-Халил-хан бежал из Шуши, и город быстро пал. Вагиф был заключен в тюрьму и ожидал смерти на следующее утро, но был спасен, когда шах был убит той же ночью при загадочных обстоятельствах.

Отсрочка длилась недолго. Племянник Ибрагим-Халил-хана, Мухаммед бек Джаваншир, пришел к власти после того, как персидская армия, теперь уже лишенная шаха, вернулась в Иран. Увидев в Вагифе верного последователя своего дяди, он казнил Вагифа и его сына. Во время его смерти его дом был разграблен, и многие из его стихов были утеряны.

Останки Вагифа хранились в Шуше, где был построен мавзолей его имени в советское время в 1970-х годах. Этот мавзолей был разрушен в 1992 году во время Нагорно-Карабахской войны. Судьба останков Вагифа неизвестна.

Поэзия

Несмотря на обстоятельства его смерти, поэзия Вагифа сохранилась. Его стихи впервые были собраны в 1856 году и опубликованы Мирзой Юсифом Нерсесовым. Вскоре после этого его стихи были опубликованы Адольфом Берге в Лейпциге в 1867 году при содействии М.Ф. Ахундов, выдающийся азербайджанский драматург XIX века.

Произведения Вагифа знаменуют собой новую эру в азербайджанской поэзии, рассматривая более приземленные чувства и желания, а не абстрактные и религиозные темы, преобладающие в суфийской поэзии того времени. Это было главным отличием Вагифа от его предшественников и сделало его основоположником жанра реализма в азербайджанской поэзии.

Язык стихов Вагифа также был качественно новаторским: живым, простым и очень приближенным к азербайджанскому просторечию. Стихи Вагифа оказали большое влияние на азербайджанский фольклор, и многие из них неоднократно используются в народной музыке ашугов (странствующих менестрелей).

Пример:

Bayram oldu, heç bilmirm neyləyim. Bizim evdə dolu çuval da yoxdur. Dügiylə yağ hamı çoxdan tükənmiş. Ət heç ələ düşməz, 43>Bizim bu dünyada nə malımız var. Nə də evdə sahibcamalımız da var. Vaqif, öyünmə ki, kamalımız var. Allaha şükür ki, kamal da yoxdur

не знаю, что такое праздник, сделать. В нашем доме пустые мешки. Риса давно нет, масло тоже исчерпано. Ни мяса у нас нет, ни сыра.. В этом мире у нас нет ничего, что могло бы быть наши. И счастье не украшает наши дома. Вагиф, не возлагай надежды на наши мозги. Слава Богу, наши мозги где-то блуждают

Ссылки

Внешние ссылки

408