Справочник вопросов и ответов
QUOR - электронный справочник

Режимы религиозности - Modes of religiosity

Тег: Другие предметы

Теория дивергентных режимов религиозности (DMR) предназначена для объяснения того, как религии созданы, переданы и изменены. Теория DMR была впервые разработана антропологом Харви Уайтхаусом после его этнографических полевых исследований в Папуа-Новой Гвинее. Теория предполагает, что религии имеют тенденцию объединяться вокруг двух различных форм, называемых образными и доктринальными, которые различаются, прежде всего, своими ритуальными практиками. Имагистический режим характеризуется нечасто выполняемыми ритуалами сильного возбуждения (например, инициация ритуалами) и связан с небольшими эксклюзивными религиозными группами. В отличие от этого доктринальный режим характеризуется часто выполняемыми ритуалами с низким уровнем возбуждения (например, ежедневным чтением священных текстов) и связан с более крупными инклюзивными сообществами, как в основных мировых религиях.

Теория утверждает, что эти различные ритуальные модели способствуют передаче религиозных традиций, используя основные процессы памяти. Имажинистические ритуалы вызывают сильные эмоции и порождают яркие, лампочки, эпизодические воспоминания, в то время как повторяющийся характер доктринальных ритуалов означает, что, а не отдельные события, переживания во времени сохраняются в процедурных и семантические воспоминания. Более поздние формулировки теории также подчеркивали различные формы групповой сплоченности, порождаемые этими двумя способами, с образными ритуалами, способствующими интенсивным реляционным связям с другими участниками ритуала, а доктринальные ритуалы способствовали более размытым, категориальным связям с более крупными общинами, которые разделяют те же самые отношения. маркеры идентичности.

Теория DMR была проверена эмпирически на данных о 645 ритуалах из глобальной этнографической базы данных HRAF, и предполагаемая группировка ритуалов вокруг образных и доктринальных режимов была подтверждена. Этнографические и исторические исследования теории были в целом положительными, и археологи использовали DMR для объяснения перехода от небольших обществ к более крупным и сложным цивилизациям. Точно так же историки и биологи использовали теорию DMR, чтобы объяснить, почему некоторые религии разделяются на секты и как могут происходить реформы. Однако некоторые ученые оспаривали эту теорию на теоретических основаниях и подвергали критике со стороны некоторых этнографов и историков за слишком сильное разделение между образными и доктринальными способами.

Хотя теория DMR была разработана на основе исследований религиозных группы, более поздние исследования обнаружили доказательства того, что описанная ритуальная динамика применима вне религиозной области, в том числе среди футбольных фанатов и вооруженных ополченцев, и что поэтому она может служить более общей теорией ритуала и социальной сплоченности.

Имажинистический режим

Имагистический режим религиозности включает в себя коллективные ритуалы, которые нечасты и очень эмоциональны. Примеры этих типов ритуалов включают различные обряды инициации и обряды перехода. Часто дисфорический и очень эмоциональный характер этих типов ритуалов активирует систему эпизодической памяти, в результате чего возникают подробные автобиографические воспоминания. Эти дисфорические ритуалы могут вызвать крайнюю форму сплоченности с группой, известную как слияние идентичности. DMR утверждает, что слияние с другими членами группы также будет мотивировать человека проявлять крайние формы альтруизма, особенно когда группа находится под угрозой. Таким образом, образный режим религиозности преобладает, когда выживание группы зависит от чрезвычайно высокого уровня сплоченности.

Доктринальный режим

Доктринальный режим религиозности относится к частым коллективным ритуалам, обычно рутинным, и генерировать относительно небольшое воздействие . Примеры этого типа коллективного ритуала могут включать Святое Причастие и Призыв к молитве. Из-за повторяющегося характера этих типов ритуалов считается, что системы семантической памяти активированы и функционируют аналогично организации других общих схем и сценариев общих знаний. В отличие от образа жизни, эти рутинные ритуалы, как правило, вызывают менее интенсивную групповую идентификацию, которая способствует доверию и сотрудничеству, но не крайнему самопожертвованию. DMR утверждает, что исторический переход от малых обществ к развитию сельского хозяйства привел к необходимости крупномасштабного сотрудничества и коллективной идентичности.

Ссылки

49