Справочник вопросов и ответов
QUOR - электронный справочник

Закон о гражданстве Черногории - Montenegrin nationality law

Тег: Другие предметы
Закон о гражданстве Черногории
Герб of Montenegro.svg
Парламент Черногории
Длинное название
ПринятПравительством Черногории
Статус: Действующее законодательство

Гражданство Черногории - это гражданство из Черногории. Он регулируется законом о гражданстве, ратифицированным парламентом в 2008 году и опубликованным в Официальном вестнике Черногории (№ 13/2008). Он в основном основан на jus sanguinis и в целом не допускает множественного гражданства, хотя есть исключения. Есть также положения о гражданстве за инвестиции, хотя правительство приостановило действие соответствующих руководящих принципов перед лицом озабоченности Европейского Союза.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Королевство Югославия и Социалистическая Федеративная Республика Югославия
    • 1.3 Союзная Республика Югославия и Государственный Союз Сербия и Черногория
    • 1.4 Пост провозглашения независимости
  • 2 Двойное гражданство
  • 3 Экономическое гражданство
  • 4 Требование визы для граждан Черногории
  • 5 Сноски
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

История

Происхождение

Понятие гражданства в праве Черногории восходит к законам, опубликованным в 1803 г. Петром I Петровичем-Негошем, в которых сформулирован принцип jus sanguinis применительно к Црногорацу (черногорцы) и Брджанину ( Горцев), а затем к правовому кодексу 1855 года, который подтвердил прежние принципы, а также предоставил иностранцам право проживать в Черногории. В 1905 году «Статут Черногории» Николая I обнародовал дальнейшие руководящие принципы, впервые использовав термин «черногорские граждане» вместо «черногорцы» и «горцы», а также установив право о выходе из гражданства после прохождения военной службы. Однако в законе не прописаны принципы приобретения гражданства.

Королевство Югославия и Социалистическая Федеративная Республика Югославия

Когда Черногория была частью Югославии, она имели общую политику в отношении гражданства с остальной частью страны. Королевство Югославия приняло официальный закон о гражданстве в 1928 году, устанавливая, что гражданство будет приобретаться по отцовской линии. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), со своей стороны, приняла закон о гражданстве в 1945 году, в котором говорилось, что югославское гражданство имеют люди, которые были гражданами в соответствии с Законом 1928 года, и люди, имеющие этническую принадлежность югославские республики; он также лишал эмигрантов их гражданства и запрещал множественное гражданство. Составляющие республики, в том числе Социалистическая Республика Черногория, приняли свои собственные законы о гражданстве, которые отражали федеральные законы и предусматривали приобретение гражданства составляющей республики наряду с федеральным гражданством. Гражданство в составе республики произошло по происхождению, а не по месту рождения ; в случае двух родителей, имеющих гражданство разных республик, гражданство ребенка зависело от согласия родителей или, при отсутствии такого согласия, юридического определения, основанного на месте жительства ребенка.

До распад Югославии было внесено еще два изменения в законы о гражданстве, каждое из которых было принято вскоре после принятия новой Конституции Югославии. Закон о гражданстве 1964 года удалил положения о лишении эмигрантов гражданства, а также установил процедуры натурализации. Он также прояснил отношения, что если кто-то потеряет федеральное гражданство, то будет потеряно и республиканское гражданство. Закон о гражданстве 1976 г. уточнил механизм приобретения гражданства республики гражданами других республик. К моменту принятия федерального законодательства в республиках уже было принято новое законодательство о гражданстве в соответствии с новой конституцией. Черногория была первой, кто принял такой закон в мае 1975 года; он будет оставаться в силе до 1999 года.

Союзная Республика Югославия и Государственный союз Сербия и Черногория

Конституция Союзной Республики Югославии (СРЮ, включая Сербию и Черногория), принятая в 1992 г., продолжила двухуровневую структуру федерального гражданства и гражданства республики. Однако фактический закон о гражданстве, регулирующий детали приобретения гражданства в СРЮ, не был принят до 1996 года. Он автоматически давал гражданство в СРЮ всем, кто имел республиканское гражданство Сербии или Черногории в рамках СФРЮ. Он также предусматривал, что лица, которые имели гражданство СРЮ, постоянно проживали на территории СРЮ на момент обнародования конституции и не имели другого гражданства, могли подавать заявление на получение гражданства СРЮ. Однако потребовалось, чтобы они отказались от прежнего гражданства в процессе. В нем также говорилось, что лицо, получившее гражданство СРЮ в результате натурализации, также получит гражданство республики, на территории которой произошло событие натурализации.

В 1999 году, когда бомбардировки НАТО усилились, Черногория принял собственный закон о гражданстве, который изменил отношения между федеральным и республиканским гражданством, что рассматривается как шаг к обеспечению большей независимости от федерального правительства. Закон предусматривает механизмы получения черногорского гражданства даже при отсутствии гражданства СРЮ; в статье 16 также говорится, что гражданин Черногории, получивший гражданство другой республики или иностранного государства, теряет свое гражданство. Он также установил особенно строгие критерии для натурализации, чтобы помешать беженцам из Боснии и Герцеговины и из Хорватии получить право голоса в Черногории. Однако в федеральные законы о гражданстве были внесены значительные изменения после свержения Слободана Милошевича ; в частности, в статьи 47 и 48 были внесены изменения, позволяющие лицам, имеющим гражданство СФРЮ, получить гражданство СРЮ, не отказываясь от какого-либо другого гражданства, которое они имели, тем самым фактически разрешая множественное гражданство впервые в истории закона о гражданстве. При преобразовании СРЮ в Государственный союз Сербии и Черногории в 2003 г. Конституционная хартия Сербии и Черногории дополнительно прояснила взаимосвязь между гражданством и правом голоса: в статье 7 говорится, что граждане Сербии и Каждая Черногория, проживающая в другом, будет иметь полные права, но с определенным исключением права голоса. Кроме того, в соответствии с законодательством республиканского уровня черногорцы, проживающие в Сербии, не имели права голоса и в Черногории. Такое распределение прав голоса фактически заложило основу для принятия референдума о независимости Черногории в 2006 г..

после обретения независимости

После того, как Черногория стала независимой страной в 2006 г., статья 12 нового закона Конституция Черногории принята в 2007 г. Установлено черногорское гражданство. Закон об исполнении разрешил лицам, имевшим двойное гражданство до обретения независимости, сохранить это двойное гражданство. Однако он не разрешал людям, которые впоследствии получили другое гражданство, сохранять двойное гражданство, вместо этого требуя отказаться от того или иного гражданства в течение года. Однако этот пункт был предметом политической напряженности и привел к задержкам в принятии официального закона о гражданстве. Закон о гражданстве 2008 года уточнил точные механизмы получения и утраты гражданства. В нем также определяется характер гражданства Черногории как «гражданское», а не «этническое». Он по-прежнему предъявлял строгие требования для натурализации.

Согласно новому закону о гражданстве, статьи 8 и 9 предусматривают, что лица, подающие заявление на натурализацию в Черногории, должны предоставить доказательства отказа от своего предыдущего гражданства, а статья 24 предусматривает, что черногорцы приобретая гражданство другой страны, теряют черногорское гражданство. Однако статья 18 предусматривает исключения из этого общего запрета на множественное гражданство в случае двустороннего договора между Черногорией и другой страной гражданства. В 2012 году сообщалось, что Черногория и Сербия вели переговоры о таком соглашении.

Двойное гражданство

Черногория позволяет своим гражданам иметь иностранное гражданство в дополнение к их черногорскому гражданству. Некоторые страны, однако, не разрешают множественное гражданство, например Взрослые, получившие черногорское и японское гражданство по рождению, должны до достижения 22 лет заявить в Министерство юстиции последнего, какое гражданство они хотят сохранить.

Экономическое гражданство

В дополнение к довольно строгим механизмам натурализации в Черногории действует программа гражданства за инвестиции или экономического гражданства ( ekonomsko državljanstvo), позволяющий иностранцам получить гражданство Черногории по усмотрению Министерства внутренних дел и государственной администрации. Хотя разрешающее законодательство остается в силе, программа была приостановлена ​​в ноябре 2010 года.

Статья 12 Закона о гражданстве 2008 года гласит: «Взрослый человек может получить черногорское гражданство, если он или она не выполняет требования. указанные в статье 8 настоящего Закона, если это будет отвечать научным, экономическим, культурным, спортивным, национальным или другим интересам Черногории ". В марте 2010 года бывший премьер-министр Таиланда Таксин Чинаватра получил гражданство по этой статье за ​​свои инвестиции в туризм в Черногории, которые, как сообщалось, находились в диапазоне миллионов евро, несмотря на незаконченные обвинения в коррупции, выдвинутые против него в его родной стране. Этот шаг вызвал общественную критику, но официальный представитель правительства Оливера Джуканович отклонила опасения, заявив, что в других странах были аналогичные программы.

Официальные руководящие принципы программы были объявлены в середине 2010 года; они заявили, что кандидатам потребуется 500 000 евро, из которых одна часть будет инвестирована внутри страны, а остальная часть должна быть внесена в государственный бюджет. В свете августовских сообщений Германии о том, что Олегу Дерипаске будет предоставлено гражданство по программе, возникло больше критики. Движение за перемены лидер Небойша Медоевич, а также Ваня Джалович из НПО MANS были процитированы как предупреждение, что программа привлечет бандитов и усилит коррупцию. со своей стороны жаловался, что правительство "продаст гражданство", оставив 60 000 жителей Черногории без гражданства. Стефан Мейер из Христианско-социального союза Германии также высказался против этого и сказал, что могут поставить под угрозу недавние шаги по предоставлению обладателям паспортов черногорских паспортов безвизовый режим в пределах Шенгенской зоны. Однако другие публично похвалили программу, в том числе посол Канады в Сербии, Черногории и Македонии Джон Моррисон, который сравнил ее с собственной визовой политикой Канады, которая предусматривает предоставление виз инвесторам.

Позже в августе, когда появились слухи о том, что сербский бизнесмен Мирослав Мишкович находится в процессе подачи заявления на получение гражданства по программе, тогда премьер-министр Мило Джуканович отрицал отчеты, а также заявил, что процесс приема заявлений на экономическое гражданство в соответствии с новыми руководящими принципами еще не начался. Затем, в ноябре 2010 года, Министерство иностранных дел Черногории официально объявило о приостановке действия предыдущих руководящих принципов экономического гражданства. По сообщениям СМИ, это действие было объяснено давлением со стороны Европейского Союза, хотя официальный представитель МИД Желько Стаматович отрицал это. По состоянию на июнь 2011 года программа оставалась приостановленной. Согласно отчету «Дневне новин»; сохранялись опасения, что программа получения гражданства через инвестиции привлечет не настоящих инвесторов, а только людей, занимающихся отмыванием денег, и тех, кто пытается скрыться от преступлений, совершенных за границей (поскольку Черногория не выдает его граждане). Однако другие утверждают, что программа могла бы помочь в привлечении иностранного инвестиционного капитала в Черногорию, особенно от американцев, проживающих за границей, которые по-прежнему полностью подлежат налогообложению в США, если они не меняют гражданство.

В 2019 году Черногория начал прием заявок на новую программу гражданства за инвестиции. Эта новая программа ограничена двумя тысячами успешных кандидатов и продлится не более трех лет. Программа предназначена только для граждан стран, не входящих в ЕС.

Требование получения визы для граждан Черногории

Черногория Безвизовый доступ Виза по прибытии eVisa Виза доступна как по прибытии, так и онлайн Требуется виза

В 2015 году граждане Черногории имели безвизовый или визовый доступ по прибытии в 104 страны и территории, занимая паспорт Черногории 48-е место в мире по визе Индекс ограничений.

Сноски

Библиография

Внешние ссылки

61